На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

E=mc2

234 подписчика

Жизнь с роботами

 

Жизнь с роботами: Распознать андроида среди людей и подготовиться к восстанию машин

Роботы стремительно эволюционируют — близится время, когда они заполнят улицы, офисы, квартиры и даже наши тела. Готовы ли мы существовать бок о бок с машинами, ведущими себя как люди и уже начавшими конкурировать с нами за рабочие места? Возникает множество гуманитарных вопросов. 

Что можно доверить роботу, а в чем ему лучше отказать? Способен ли он принимать решения, испытывать эмоции, обладает ли определенной свободой воли и несет ли ответственность за свои поступки? Как интегрировать роботов в общество? Вопросы эти кажутся наивными. Пока. Но может оказаться, что ответы на них решат судьбу нашей цивилизации.

Когда свет выключился, заиграла горячая мелодия из тех, что обычно сопровождают манекенщиц на подиуме. И мы (сотрудники журнала "Кот Шрёдингера") увидели два огромных красных глаза в форме сердца. Робот подъезжал к публике с достоинством и грацией. Глаза превратились в два голубых круга, излучающих добрые намерения и детскую наивность, руки протянулись к людям. Свет снова включили.

— Алантим! — представил его публике руководитель проекта Promobot и заведующий кафедрой робототехники Московского технологического института (МТИ) Алексей Южаков. — В 2012 году мы называли его Промобот, потом к нему приклеилось обидное прозвище Памятник, затем у него было звонкое имя Богдан, но теперь он Алантим — в честь творцов нового мира Алана Тьюринга и Тима Бернерса-Ли.

Алантим еще повертелся туда-сюда и поехал общаться с журналистами, осыпая их шуточками и историями о том, как роботы захватят власть на Земле и переименуют ее в Промоботию. К нему тут же выстроилась очередь из девушек, желающих сфотографироваться со столь милым созданием. Алантим знакомился с девушками, отвечал на вопросы о смысле жизни и курсе доллара и всех запоминал.

Так прошел первый рабочий день нового заместителя заведующего кафедрой робототехники Московского технологического института — робота Алантима.

Машина с характером

Алантим — существо не уникальное. Команда из Перми, создавшая промоботов, уже продала 60 таких устройств, а в нынешнем году заключила контракты еще на 124, практически выполнив годовой общероссийский план по поставкам сервисной робототехники, — в 2014-м было продано лишь около 200 отечественных сервисных роботов.

Промобот — это автономный робот с характером, предназначенный для работы в местах повышенного скопления людей: промоутером, экскурсоводом, шоуменом. Он умеет распознавать некоторые эмоции собеседника, способен понять обращенный к нему вопрос и найти ответ в Сети, а если не понимает вопроса — пытается отшутиться.

Тем временем мы отправились к начальнику Алантима — проректору МТИ Евгению Плужнику

[Кот Шрёдингера] Как у вас появилась идея взять робота в штат организации?

[Григорий Бубнов] Мы просто поняли, что рано или поздно наступит момент, когда роботов начнут принимать на работу. И решили стать первопроходцами.

[КШ] Значит, недаром говорят, что роботы претендуют на наши рабочие места.

[ГБ] На самом деле это не шутка, а очень серьезная угроза, особенно в сферах, где заняты большие массы людей. Думаю, например, уже в этом десятилетии станут повсеместно продаваться машины с автономным управлением, а вслед за этим множество водителей останутся без работы. Правительства неизбежно столкнутся с этим вызовом, — нужно начинать думать, как создавать новые рабочие места и программы переквалификации.

[КШ] Как вы думаете использовать Алантима? Просто как эффектную игрушку?

[ГБ] Не только! У него, например,  есть исследовательская задача — накопить данные о коммуникации роботов с людьми, изучить индивидуальные реакции на роботов. Эта информация поможет сделать внешний вид и поведение будущих модификаций Алантима более человечными и комфортными для общения.

 

Жизнь с роботами: Распознать андроида среди людей и подготовиться к восстанию машин

[КШ] Что за информацию он собирает?

[ГБ] Прежде всего данные о реакциях на его поведение — у него есть система распознавания эмоций. Например, как реагируют окружающие, когда он поднимает руку? Вдруг его манера что-то делать их пугает? Наши жесты отточены эволюцией — мы не задумываясь, допустим, чешем в затылке, — а с роботом весь этот путь к «естественности» поведения еще нужно пройти. Кстати, он запоминает людей, фотографируя их.

Но тут могут возникнуть проблемы:  изображения людей считаются персональными данными, и есть закон, ограничивающий их использование. Тут вообще будет возникать много вопросов правового характера — допустим, нужно ли платить подоходный налог с электроэнергии, которую отдали сотруднику-роботу на зарядку? Думаю, скоро мы увидим, как начнет меняться законодательство в разных странах — вместе с отношением людей к роботам.

Резиновый Пушкин и другие роботы

На глобальном рынке роботов уже происходит бум, продажи бьют рекорды — десятки миллиардов долларов по итогам прошлого года.

0,17% - Такая доля мирового рынка промышленных роботов приходится на Россию (по данным за 2013 год). 

 

Жизнь с роботами: Распознать андроида среди людей и подготовиться к восстанию машин

Из героев голливудских блокбастеров роботы вот-вот превратятся в реальных персонажей — и мы начнем с ними жить. Уживемся ли? Начиная со страшилок про Голема и Франкенштейна или пьесы Карела Чапека, где впервые появляется слово «робот», все эти истории, как правило, заканчивались одним — восстанием рукотворных существ против своих творцов. Сможем ли мы создать реальность, превосходящую наши фантазии?

Реклама на сайте проекта Promobot доходчиво объясняет, чем сотрудник-робот лучше человека: не нуждается в зарплате и спецодежде, работает без перерывов, не болеет, не протестует, не путается в словах, не говорит лишнего, не нуждается в обучении… Преимуществ так много, что, по разным оценкам, в ближайшие десятилетия роботы могут занять от 40 до 80% рабочих мест, то есть нам угрожает небывалая волна массовой безработицы.

Может, в итоге это и обернется золотым веком, когда, как мечтал Карл Маркс, люди будут заниматься свободным творчеством. Но до него еще надо дожить — и желательно без социальных катастроф. Существенно ограничить использование роботов вряд ли получится: никогда еще законодательными запретами не удавалось остановить прогресс. Да и смысл? Скорее уж людям запретят водить машины, когда роботы-водители станут повсеместным явлением. Человек слишком непредсказуем. Разве не опасны, например, люди-пилоты, способные направить самолет в землю или на жилые кварталы?

Значит, надо учиться жить с роботами.

Для начала мы отправились туда, где роботов много, — на международную конференцию Skolkovo Robotics. В сколковском Гиперкубе собралась разношерстная компания роботов и их создателей. Большие и маленькие, летающие и шагающие дроны, профессиональные пожарные и электронные дворники, механические руки и ноги, туловища и головы…

Вот резиновая голова Пушкина, насаженная на штатив, словно на кол, следит за прохожими и нервно подергивает бровью — многовато народу, глаза разбегаются. Лицо поэта так похоже на настоящее, что испытываешь трепет.

 

Жизнь с роботами: Распознать андроида среди людей и подготовиться к восстанию машин

Неподалеку стоит робот, совсем непохожий на человека. Вместо тела палка на колесиках, вместо головы экран, поворачивающийся во все стороны. Это робот телеприсутствия Webot, созданный в Сколкове для помощи детям с ограниченными возможностями.  К нему можно подключаться через интернет, перемещаться с его помощью по зданию, видеть и слышать происходящее вокруг и взаимодействовать с окружающими.

Такие роботы уже используются в нескольких школах — дети подключаются к ним из дому, и с их помощью посещают уроки, выполняют задания, отвечают на вопросы учителя, подъезжая к доске, общаются со сверстниками.

Основными потребителями сервисных роботов в России, да и во всём мире, являются люди с ограниченными возможностями. Робототехника дает им надежду на возвращение к полноценной жизни — как, например, первый российский экзоскелет ExoAtlet. Его пилот Ярослав, еще недавно вынужденный вести жизнь парализованного человека, расхаживает среди публики, словно киборг из будущего.

Еще одного робота-помощника нам представил японский профессор Казухико Терасима:

— Японское общество быстро стареет, персонала в клиниках не хватает. А разработанный нами робот Terapio показал себя как отличный помощник врача. Он следует за доктором, возит инструменты, но главное — запоминает данные, что делает ненужными медицинские карты. Кроме того, он самостоятельно совершает обход пациентов и в случае чего поднимает тревогу.

У него детское выражение лица и нежный голос, он умеет смеяться и плакать, его большие глаза всё время моргают — чтобы нравиться пациентам, вызывать у них реакцию, схожую с той, что вызывают дети или котята. Наш робот — важный шаг в проекте роботизированного госпиталя, осуществляющего непрерывный мониторинг состояния пациентов. Кстати, вы знаете, теперь ведь и операции делают при помощи роботов-хирургов.

 

Жизнь с роботами: Распознать андроида среди людей и подготовиться к восстанию машин

Андроида узнаешь по походке

В конференц-зале Гиперкуба выступают робототехники и конструкторы. Михаил Лебедев из Университета Дьюка рассказывает, как он вживляет в мозг обезьян чипы, позволяющие им управлять роботами силой мысли. Сессию ведет Дмитрий Тетерюков, профессор Сколковского института науки и технологий, руководитель лаборатории космических роботов, много лет проработавший в Японии.

Мы, конечно, засыпали его вопросами.

[Кот Шрёдингера] По статистике, поголовье роботов стремительно растет, но где они прячутся — кроме тех, что используются в промышленности?

[Дмитрий Тетерюков] Помимо промышленных растет армия сервисных роботов — все слышали о роботах-пылесосах или роботах-квадрокоптерах, которые доставляют покупки. Много таких машин используется в медицине, а в армии США они уже давно воюют: например, гусеничные роботы с манипулятором занимаются разминированием. Они вообще оказались очень полезны в чрезвычайных ситуациях, их использовали при аварии на «Фукусиме».

[КШ] А вы каких роботов производите в России?

[ДТ] Я продолжаю то, чем занимался в Японии. Один из проектов — управление группой роботов, когда они действуют по общему плану, как единая стая, обмениваются информацией и учитывают действия друг друга. Мы, конечно, будем всё это обкатывать здесь, на Земле, но планируем, что они будут работать на космос.

[КШ] Фантасты всегда описывали роботов как таких одиночных созданий…

[ДТ] Распределить работу между многими гораздо эффективней, чем всё поручать одному. Допустим, одна самоуправляемая машина должна сама обрабатывать всю информацию о дороге, но если такие устройства будут повсюду, им гораздо удобней действовать на основе общей картины и программы.

[КШ] Когда роботы становятся похожи на человека и внешне, и умом, это ведь начинает несколько пугать?

[ДТ] Есть такой японский профессор Хироси Исигуро, который создает андроидов, почти неотличимых от нас, — я недавно сам принял одного из его геминоидов за человека. Но это только пока он сидит. Не появился еще такой робот, который умеет ходить как человек, — его легко распознать по походке. Исигуро сделал и свою копию, и копию своей дочки.

Правда, увидев ее, дочка испугалась, заплакала и убежала. То есть когда робот становится очень похож на человека, возникает его отторжение. А когда этот порог пройден, неестественность облика и движений устранена, робота начинают воспринимать как настоящего человека. Но чтобы его пройти, надо добиться не только физического подобия, но и интеллектуального — способности вести разумный разговор.

[КШ] Актуален ли знаменитый критерий Тьюринга, согласно которому разумным следует считать робота, которого мы в разговоре не сможем отличить от человека? Или его надо как-то переформулировать?

[ДТ] Сейчас этот критерий понимают как тест для программ, симулирующих человеческое общение в чате. Но ведь дело не только в интеллекте — чтобы принять антропоморфного робота за человека, он должен быть эмоциональным, плавно двигаться, по-человечески себя вести. Уже сейчас есть программы, весьма убедительно демонстрирующие сарказм и иронию. Я думаю, скоро появятся отдельные тесты для разных способностей: эмоциональный тест Тьюринга будет проверять адекватность эмоций, а, например, двигательный — способность перемещаться как человек.

 

Жизнь с роботами: Распознать андроида среди людей и подготовиться к восстанию машин

[КШ]  Вы не боитесь, грубо говоря, восстания роботов?

[ДТ] Программы для роботов ведь люди пишут, а значит, они и определяют, что роботы смогут, а что нет, какие у них будут желания, а каких не будет. Да и зачем бы роботам идти против своих создателей, по какой причине?

[КШ] Например, из-за нашего непонимания, что им тоже нужны права, или из-за того, что их разбирают и утилизируют по истечении срока годности. А программы для роботов ведь не только люди будут писать — рано или поздно машины станут самообучающимися.

[ДТ] Они будут обучаться в заданных нами рамках. Мне кажется, вариант будущего с противостоянием людей и роботов ведет к деградации, кто бы в таком противостоянии ни победил. Продуктивный с эволюционной точки зрения сценарий — это симбиоз, а не война на уничтожение, паразитизм или другой вариант подчинения. Причем симбиоз этот будет происходить и в теле человека, так что самые интересные этические вопросы, на мой взгляд, будут возникать в связи с киборгизацией.

Где пройдет грань между человеком и машиной, когда мы начнем устанавливать себе искусственные органы, инсталлировать чипы в мозг, улучшать себе с их помощью память и другие способности? Мне кажется, нас ждет будущее без гаджетов и персональных компьютеров — достаточно будет сделать мысленный запрос или дать команду, ведь мозг будет подключен к Сети.

Но может быть, для киборгов понадобятся ограничивающие законы, подобные законам робототехники Азимова, — я их даже как-то сформулировал. Их суть в том, чтобы машина в киборге не захватила власть над человеком, чтобы право принятия решений оставалось за человеком, а не за его главным процессором.

[КШ] У вас есть робот мечты?

[ДТ] Наверное, это управляемый оператором робот с эффектом телеприсутствия, который позволял бы полноценно общаться на расстоянии и передавал оператору все ощущения, создавая эффект полного присутствия.

[КШ] Аватар?

[ДТ] Да. Я занимался этой темой до того, как вышел «Аватар», но, конечно, такие фильмы в каком-то смысле определяют будущее — наше понимание того, к чему мы стремимся и что возможно.

 

Жизнь с роботами: Распознать андроида среди людей и подготовиться к восстанию машин

Моральные машины

В Гиперкубе между тем началась дискуссия на тему «Моральный портрет антропоморфной машины». С вводной речью о нравственном облике роботов выступал профессор психологии Максим Киселёв.

— Робоэтика занимается всеми гуманитарными проблемами, связанными с роботами, — объяснял он. — Например, юридическими: кто отвечает, если машина без водителя куда-то въехала, — сам робот, владелец машины или программист? Или социальными, главная из которых — потенциальная безработица. Я сам не раз бывал на роботизированных производствах — например, на заводе в Суиндоне, где изготавливают комплектующие для автомобилей MINI Cooper. Там трудится около двухсот роботов и столько же людей, а раньше было четыре тысячи рабочих мест. Есть и специфические моральные проблемы, например так называемая дилемма робота-помощника. Как понять, когда помощь машины становится контрпродуктивной? Представьте робота, мягкого и пушистого, который ходит за ребенком и собирает игрушки. Но ведь для нормального развития ребенка нужно, чтобы он это делал сам.

Исполнившись робофобии, мы отправились к создателю робоэтики профессору Джанмарко Веруджио, председателю комитета по науке Школы робототехники итальянского Института электроники, информационной техники и телекоммуникаций, — он как раз сидел неподалеку.

[Кот Шрёдингера] Как возникла робоэтика?

[Джанмарко Веруджио] Когда-то я был фанатом Азимова, к шестнадцати годам прочел все его книги. Может, поэтому много лет спустя на меня нашло что-то вроде прозрения, из которого возникла робоэтика. Я понял, что законы робототехники Азимова — «Робот не может причинить вред человеку» и так далее — это вовсе не законы, а просто благие пожелания, ни одно из них на практике не соблюдается. Настоящий закон — это e = mc2. Как и другие законы природы, его не получится нарушить.

За нарушение юридических законов следует наказание. А три закона робототехники — это вроде библейских заповедей, говорящих «не убий»: все вроде бы за, но не соблюдают. Прямо сейчас роботизированные системы вооружения разрабатываются во многих странах мира. Оружие нужно, чтобы убивать, а значит, этих роботов создают, чтобы убивать людей.

Мы должны придать законам робототехники юридическую силу. Написание таких законов — трудная задача. Допустим, робот может убить человека намеренно, а может случайно, из-за поломки или недочетов программы, — различить эти ситуации часто будет непросто. Но думать об этих проблемах стоит начать уже сейчас: если мы пойдем неверным путем, то можем сильно подпортить будущее человечества. Глупо создавать будущее с закрытыми глазами, но пока мы развиваем робототехнику вслепую.

Военные роботы — одна из главных проблем робоэтики. Мы пытаемся привлечь к ней внимание разных международных организаций. Это далеко не только моя инициатива, существует интернациональное движение «Остановим роботов-убийц!», проводящее кампанию в интернете и поддерживаемое ООН.

Другая группа проблем связана с темой биороботов и искусственных органов. До какой степени мы можем, например, вмешиваться в работу человеческого мозга? Мой друг занимается экспериментами с крысами — вставляет им электроны в мозг и управляет их поведением. Он настоящий крысиный пилот! Но когда мозг человека будет полон всяких нейроимплантатов, усиливающих способности или управляющих кибернетическими органами, то подобный перехват управления можно будет проделывать и с людьми.

 

Жизнь с роботами: Распознать андроида среди людей и подготовиться к восстанию машин

[КШ] Но не отказываться же нам от благ, которые несут технологии, только из-за того, что новые возможности всегда идут рука об руку с новыми опасностями?

[ДВ] Как решить эти проблемы так, чтобы технологии не сделали нас подконтрольными объектами управления, а, наоборот, увеличили нашу свободу? У меня нет ответа на этот вопрос, я просто хочу его поставить, понимая всю его сложность и неполноту нашего видения ситуации.

Перед робоэтикой возникает множество неожиданных вопросов. Представьте, например, такую ситуацию: робот-сиделка ухаживает за одиноким пожилым человеком, тот общается с машиной больше, чем с кем-либо еще. И быстро начинает считать ее человеком, любить как человека и страдать, если она ломается, — мы склонны делать это даже с примитивными тамагочи, а здесь будут гораздо более сильные чувства. Можно ли выключить такого робота? Для меня человек — это человек, а машина — машина, но, боюсь, люди скоро начнут ошибаться…

[КШ] А как вы их различаете? Чат-боты уже проходят тест Тьюринга…

[ДВ] Я бы начал с того, что наша психика — не просто содержится в теле, как в контейнере. Психика встроена в тело — мы становимся разумными и сознательными по мере того, как обретаем телесный опыт. Концепция искусственного разума, которую придумали компьютерщики в 1960-х, предполагала, что для его появления достаточно виртуального мира. Теперь эту идею в шутку называют GOFAI (good old-fashioned artificial intelligence — старый добрый искусственный интеллект), а разработчикам стало понятно, что, для того чтобы обрести подобие разума, программе понадобятся тело робота и длительный опыт взаимодействия с реальным миром. Но, вообще говоря, сделать разумную машину мы не можем хотя бы потому, что еще очень слабо понимаем, как устроен мозг, что такое разум и сознание.

[КШ] Значит, правами роботов робоэтика не занимается? Но что вы сделаете, если завтра ваш компьютер скажет: «Мне страшно, не выключай меня?»

[ДВ] Ну нет, права роботов начнут меня волновать тогда, когда последний человек на планете будет обладать всеми правами. Слишком много еще надо сделать для людей, чтобы начать заботиться о машинах. Робоэтика — это про людей, мы должны ею заниматься, потому что создаем свое будущее. 

Опубликовано в научно-популярном журнале «Кот Шрёдингера» №5 (07) за май 2015 г

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх